ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ

23 ноября 2007

В эти дни общественность Николаева отмечает 90-летие со дня рождения Виталия Васильевича Ващиленко. Он - ровесник Октябрьской революции.


В эти дни общественность Николаева отмечает 90-летие со дня рождения Виталия Васильевича Ващиленко. Он - ровесник Октябрьской революции.
Когда после окончания кораблестроительного института в 1967 году я пришел в отдел главного конструктора Черноморского завода, то буквально с первых дней услышал фамилию Ващиленко. Она повторялась довольно часто, так как многие конструкторские проработки нужно было согласовывать с военной приемкой, и для получения окончательного решения приходилось обращаться в высшую инстанцию - к районному инженеру ВП 1301 Министерства обороны, капитану 1 ранга Виталию Васильевичу Ващиленко. Военная приемка 1301 МО, которой он руководил, осуществляла наблюдение за строительством всех военных заказов ВМФ в южном регионе. Ващиленко подчинялись военные представительства на всех южных судостроительных заводах Украины и, конечно, в первую очередь, на ЧСЗ  и заводе им.61 коммунара, имевших наибольший портфель военных заказов.
В 1967 году Черноморский завод проводил ходовые и государственные испытания противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" и одновременно достраивал второй крейсер этого типа - "Ленинград". Безусловно, на всех стадиях строительства кораблей от слаженной работы судостроителей и военной приемки зависел успех общего дела. Приемный акт ПКР "Москва" был подписан в декабре 1967 года Государственной комиссией, в состав которой входил и В.В.Ващиленко. В нем было сказано: "Противолодочный крейсер "Москва" является первым в ВМФ СССР боевым надводным кораблем противолодочной обороны дальней зоны, обладающим мощным вертолетным комплексом и другими средствами поиска и уничтожения подводных лодок, вооруженным универсальным зенитным ракетным комплексом и современными радиоэлектронными средствами".  В 1969 году был сдан ВМФ и второй противолодочный крейсер-вертолетоносец - "Ленинград".
В 1968 году крупнейший проектант судостроительной отрасли на юге страны - николаевское ЦКБ "Черноморсудопроект" и Черноморский судостроительный завод получили заказ на проектирование и постройку научно-исследовательского судна космической службы "Академик Сергей Королев". Оно должно было обеспечить связь с космическими аппаратами и управление их полетом в районах прохождения орбит, не контролируемых  с территории Советского Союза. Тогда из 16-ти суточных витков полета космического корабля "Союз" наземные станции управления могли поддерживать с ним связь только на десяти. "Академик Сергей Королев" вместе с другими подобными судами, строившимися под эгидой ЦУКОСа (Центрального управления космических средств Минобороны), должен был играть важную роль в общей системе управления, располагаясь для этой цели в различных точках Мирового океана. Это был необычный и важный заказ для николаевских судостроителей.
Поскольку заказчиком этого судна являлось Министерство обороны, то и наблюдение за его постройкой было поручено ВП 1301 во главе с В.В.Ващиленко. Впервые судостроителям нужно было построить, испытать и сдать заказчику корабль по требованиям, предъявляемым к технике космической связи. Когда спросили у Ващиленко, смогут ли они без привлечения дополнительных военных специалистов осуществлять сопровождение строительства и приемку корабля, то ответ был положительный. Уровень знаний специалистов ВП 1301, достигнутый при строительстве вертолетоносцев, позволял им выполнить и приемку судна космической службы на высоком профессиональном уровне.
Приемный акт "Академика Сергея Королева" подписали 28 декабря 1970 года. Было отмечено, что судно построено в рекордные сроки даже для черноморцев, неоднократно участвовавших в решении самых разнообразных и сложных задач национального масштаба. Участники тех событий до сих пор с гордостью вспоминают напряженное время, когда создавался этот уникальный корабль. На подписание приемного акта на завод прибыли жена Сергея Павловича Королёва - Нина Ивановна и космонавты Валерий Федорович Быковский и Владислав Николаевич Волков. Фотографы Черноморского завода сделали в те дни замечательные снимки, на которых запечатлен и Виталий Васильевич Ващиленко с космонавтами.
В 1970 году Черноморский судостроительный завод приступил к постройке принципиально нового корабля для Военно-Морского Флота - тяжелого авианесущего крейсера "Киев". На нем базировалось 36 летательных аппаратов - штурмовики Як-36М и противолодочные вертолеты Ка-25. В течение пяти лет его строительства - от приемки документации и закладки этого огромного корабля на стапеле и до сдачи его Военно-Морскому Флоту в 1975 году, военная приемка трудилась бок о бок с судостроителями, решая непростые инженерные задачи.
Подводя итог работы В.В.Ващиленко в должности районного инженера ВП 1301, можно констатировать, что во времена его руководства была сформирована структура военного представительства и подобраны кадры, обеспечившие в последующем наблюдение за строительством и испытаниями всех строившихся на Черноморском заводе авианесущих кораблей. В большинстве своем это были офицеры, получившие опыт многолетней службы на кораблях ВМФ.
Виталий Васильевич Ващиленко возглавлял ВП 1301 МО с 1966 по 1973 год, и все, что написано выше, относится к его деятельности и военной карьере в последние годы службы. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы сказать, что все, что можно, в его жизни было сделано. Но что же было до этого? Как и когда он стал лауреатом Ленинской премии?
***
С именем В.В.Ващиленко связан переход главных энергетических установок кораблей ВМФ СССР на газотурбинные двигатели.
В мае 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве в Николаеве базы для проектирования и серийного выпуска газотурбинных установок для кораблей ВМФ. В августе 1954 года группа из 36-ти специалистов Казанского авиационного завода №16 во главе с главным конструктором Сергеем Дмитриевичем Колосовым прибыла в Николаев на строящийся здесь Южно-турбинный завод (ЮТЗ). В октябре 1954 года и Виталий Васильевич Ващиленко был переведен из Харькова, где он работал военпредом на Харьковском турбинном заводе, - в Николаев, на должность старшего военпреда ЮТЗ. Перед конструкторами и военной приемкой стояла задача, не решенная тогда нигде в мире, - создать экономичный корабельный газотурбинный двигатель, способный к длительной работе на дизельном топливе в морских условиях. Удивительно, насколько дальновидными оказались руководители ВМФ и МСП Н.Г.Кузнецов и И.И.Носенко, принимавшие это решение. Мировой военно-морской флот стоял накануне технической революции в оснащении главных энергетических установок кораблей газотурбинными двигателями. Мы раньше других увидели открывавшиеся грандиозные перспективы, и сейчас уже знаем, что Советский Союз опережал в то время другие военно-морские державы в этой области, как минимум, на 15 лет.
В 1954-1957 годах на ЮТЗ были разработаны газотурбинные двигатели М1 (4000 л.с.) и М2 (15000 л.с.), которые устанавливались на торпедных катерах и малых противолодочных кораблях. Вскоре были разработаны и более мощные  двигатели - 18000 л.с. Они устанавливались на кораблях пр.61 типа "Комсомолец Украины": два двигателя по 18000 л.с. объединялись посредством редуктора в единый агрегат мощностью 36000 л.с, получивший индекс М3. Два таких агрегата работали каждый на свой вал, развивая суммарную мощность 72000 л.с.!
БПК пр.61 типа "Комсомолец Украины" были первыми в мире кораблями со всережимной главной газотурбинной установкой, работавшей как на максимальных, так и на экономических скоростях хода. Всего на заводе им.61 коммунара при непосредственном участии В.В.Ващиленко  было построено 15 таких кораблей: "Комсомолец Украины" (1962), "Сообразительный" (1963), "Проворный" (1964), "Отважный" (1965), "Стройный" (1966), "Красный Кавказ" (1967), "Решительный" (1967), "Смышленый" (1967), "Строгий" (1968), "Сметливый" (1969), "Смелый" (1969), "Красный Крым" (1970), "Способный" (1971), "Скорый" (1972), "Сдержанный" (1973). В 1970-80-х годах еще пять таких газотурбинных кораблей было построено заводом им.61 коммунара для ВМС Индии по проекту 61М: "Rajput" (1979), "Rana" (1981), "Ranjit" (1983), "Ranvir" (1985) и "Ranjivey" (1987)
Корабли проекта 61 явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. За их создание группа конструкторов и строителей от Северного ПКБ, завода им. 61 коммунара, СПБ "Машпроект" и завода "Заря" была удостоена в 1965 году Ленинской премии. Среди лауреатов - главный конструктор С.Д.Колосов и руководитель военной приемки В.В.Ващиленко.
В конце 1960 годов завод им. 61 коммунара приступил к строительству больших противолодочных кораблей пр.1134Б с главными газотурбинными двигателями второго поколения М5 мощностью 92000 л.с., и Виталий Васильевич, как специалист по газотурбинным двигателям, оказывал огромное влияние на их строительство и испытания, уже в качестве районного инженера ВП 1301 МО. Первые из этих кораблей - БПК "Николаев" и "Очаков" - были построены при участии В.В.Ващиленко и сданы ВМФ в 1971 и 1973 году соответственно. А всего было построено семь таких кораблей, названных в Военно-Морском Флоте "Великолепной семеркой": еще "Керчь" (1974), "Азов" (1975), "Петропавловск" (1976), "Ташкент" (1977) и "Таллин" (1979).
Американцы и англичане, разобравшись в том, что Советский Союз опережает их в строительстве газотурбинных кораблей, бросились вдогонку, и только в феврале 1975 года был сдан первый газотурбинный эсминец ВМС Великобритании "Шеффилд", оснащенный  двигателями "Olympus TM3B" фирмы "Роллс-Ройс", а в сентябре 1975 года ВМС США был сдан первый эсминец "Спрюэнс" с газотурбинными двигателями "LM 2500" фирмы "Дженерал Электрик". Сейчас американцы и англичане перевели практически все боевые корабли своих ВМС на главные газотурбинные установки. Впрочем, то же было сделано и в нашем Военно-Морском Флоте в 1970-1980-х годах.
***
Виталий Васильевич Ващиленко родился в г.Чистяково Донецкой области 25 ноября 1917 года. В июне 1941 года окончил Высшее военно-морское училище им.Дзержинского в Ленинграде по специальности инженер-механик по паросиловым установкам. С началом войны служил командиром БЧ-5 на тральщике в Ленинградской военно-морской базе. В составе Волжской речной флотилии принимал участие в обороне Сталинграда, обеспечивал переправку 62-й армии через Волгу. В 1944 году освобождал Белоруссию, принимал участие в штурме Берлина.
В 1952 году окончил с золотой медалью  Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. академика А.Н.Крылова, получив диплом инженера высшей квалификации по корабельным энергетическим установкам, и был направлен на Харьковский турбинный завод на должность военпреда. О его дальнейшей военной карьере было рассказано выше.
После увольнения в 1973 году в запас В.В.Ващиленко вплоть до 1997 года работал заместителем председателя Черноморского межобластного правления Украинского научного инженерно-технического общества судостроителей (НТО) и сочетал это с преподавательской работой в Николаевском кораблестроительном институте.
Большая часть жизни Виталия Васильевича Ващиленко была связана с Николаевом. Он внес огромный вклад в создание и развитие технического потенциала нашего города и становление его как крупнейшего судостроительного центра нашей страны.
Валерий Бабич,
инженер-судостроитель,
автор книг
"Наши авианосцы"
и "Город святого Николая и его авианосцы".


Автор
Печать