Жизнь поклонилась. и даже улыбнулась...

03 октября 2008

Агнесса Виноградова – это журналист с большим опытом, «Заслуженный журналист Украины». Нет, не то... Этого мало. Виноградова – это имя, благодаря которому многие читатели нашего города и области долгие годы определяли уровень того или иного издания – «Южной правды», «Вечернего Николаева» и др., где она работала. И этого недостаточно... Виноградова – это бренд (очень модное сейчас слово), который она сама создала, и который повторить невозможно. Очень трудно подобрать нужные слова, чтобы сформулировать неординарную личность, неоднозначный характер, потому что Агнесса Викторовна не поддается никаким формулировкам.


Агнесса Виноградова – это журналист с большим опытом, «Заслуженный журналист Украины». Нет, не то... Этого мало. Виноградова – это имя, благодаря которому многие читатели нашего города и области долгие годы определяли уровень того или иного издания – «Южной правды», «Вечернего Николаева» и др., где она работала. И этого недостаточно... Виноградова – это бренд (очень модное сейчас слово), который она сама создала, и который повторить невозможно. Очень трудно подобрать нужные слова, чтобы сформулировать неординарную личность, неоднозначный характер, потому что Агнесса Викторовна не поддается никаким формулировкам. Острая на слово, принципиальная, справедливая, умная, иногда язвительная, добрая, всепонимающая, внимательная. Но никогда – равнодушная. И всегда – цельная, неповторимая. Если она «откопает» интересного человека, то обязательно проникнет в глубины его души и расскажет об этом удивительном человеке. Если Агнесса Виноградова «влепит пощечину», то она будет долго пылать на щеке обидчика угнетенных и беззащитных людей. Иногда удивляешься, как эта, на вид хрупкая, беззащитная женщина бесстрашно ввязывается в драку, да еще, бывает, с «трехголовыми драконами», на которых никто не может найти управу. Не потому что ей не страшно, а потому, что от своих принципов Виноградова не отступает.
«О, мой застенчивый   герой...»
Повторюсь, но все же расскажу. Как-то раз один известный в городе журналист изрек такую фразу: «У нас в Николаеве среди коллег-женщин есть только одна журналистка – Агнесса Виноградова». Если уж быть точным, то разделять, наверное, нужно не по половым признакам, а по уровню профессионализма. Виноградова даст фору в профессии любому мужчине-журналисту. Потому что знает цену каждому слову, применяет его точно по назначению.
– Человек – это айсберг, нельзя принимать за истину то, что лежит на поверхности, – говорит Агнесса Викторовна. – Бывает, под водой айсберг оказывается рыхлым и гнилым. А бывает, наоборот, копнешь глубже – откопаешь глыбу. Я своих героев не просто помню, а восхищаюсь ими, они у меня в душе. Собираю очерки о наших прекрасных людях, с которыми мне посчастливилось познакомиться лично. Очень хотелось бы о них издать книгу.
Это Герой Советского Союза, генерал Василий Поликарпович Стрельников и его семья. Владимир Александрович Васляев, возглавлявший когда-то областной комитет Компартии, сделавший очень много для людей. Пилот высшего класса, Николай Леонидович Коваль, обладатель приза «Суперкороль воздушного пространства мира». Актриса, народная артистка Украины Нина Троянова. Руководитель ансамбля танца «Судостроитель» Михаил Кизельман. Бывший мэр Николаева Иван Максимович Канаев. И многие другие николаевцы, которые «светят нам своей героической судьбой и сейчас, на которых держится земля».
Но были и другие персонажи, и другие житейские истории, мимо которых не могла пройти А.Виноградова.
Это было еще в советские времена. В редакцию областной газеты «Южная правда» пришло несколько писем, где рассказывалась такая ситуация: отставной офицер купил себе дом, в котором жили люди. Пригнал бульдозер, разрушил, а на этом месте построил себе новый двухэтажный дом. По тем временам, по советским законам, это был вопиющий случай. Какими способами он подбирал ключи к городским чиновникам, остается загадкой. Но вел себя нагло, игнорируя все законы советского государства. Две семьи были бесцеремонно выброшены на улицу. За письма взялась журналист А.Виноградова, встретилась с отставником. Естественно, он свою вину не признавал. Запомнилось, с каким вызовом отставной офицер смотрел на журналиста. И еще, вслушиваясь в разговоры взрослых, там же беззаботно играл отцовским орденом Ленина маленький сынок... После публикации в газете, естественно, поднялся невообразимый шум, отставной офицер ездил даже в Москву: «Журналистка посеяла рознь между военными и гражданскими!». Но справедливость, кажется, была восстановлена: дом отставного офицера передали в пользу детского сада, а взамен, учитывая былые заслуги отставника, ему выдали четырехкомнатную квартиру. Прошло много лет. Настали другие времена. Сын того отставного офицера вырос и подал на редакцию газеты, а заодно, и на автора, иск в суд, требовал вернуть ему собственность отца, возместить моральный ущерб, который исчислял цифрой со множеством нулей. Только в этом иске сын забыл упомянуть, что государство выделило его отцу очень приличную жилплощадь из городского фонда. А еще не учел, что семья рабочего, выброшенных тогда на улицу, тоже может подать на него в суд за незаконно отнятое жилье и требовать возместить моральный ущерб. В общем, драку журналисту Виноградовой пришлось продолжить. И выиграть...
А вот еще один случай, который произошел совсем недавно. Как-то раз Агнесса Викторовна шла по улице, увидела женщину, которая просила милостыню. Подошла, дала деньги и ушла. А потом вернулась: что же заставляет человека стоять с протянутой рукой? Оказалось, женщина, бывшая воспитательница детского сада, сейчас бедствует – не потому, что маленькая пенсия, а потому, что у нее очень больной сын, инвалид, все деньги уходят на лекарства...
А как-то подобрала на улице, в мороз и гололед, просящую милостыню старушку, отвела ее домой. Все узнала: старушка живет в притоне, спит на полу, пьяные родственники ее используют для добывания денег. Виноградова не оставила их в покое, добилась, чтобы бабушку приняли в приют для пожилых людей. И что же? Старушка сама наотрез отказалась идти в дом престарелых. Она не хотела жить в чистоте, мыться, есть по расписанию. Предпочитала жить так, как привыкла.
Вот и пойми человека. Но каким бы ни оказался результат, Виноградова не пройдет мимо чужой беды. Потому что журналистика для нее – не просто профессия. Это образ жизни.
Надейся только на себя
Однажды маленький сынишка, где-то еще в шестилетнем возрасте, заявил: «Мама, когда я вырасту, построю тебе дом в лесу, и его будут охранять собаки!». Трудно сказать, какие страхи созревали в душе у маленького Вадика в ту пору, но ему очень хотелось защитить маму (единственный мужчина в семье!) от перегрузок, неприятностей, злых людей. Мама целыми днями на работе, отдавалась ей полностью, только и хватало времени вечером наспех заскочить в магазин, приготовить, постирать, погладить, отправить их с сестрой в детский сад или школу. А ночью часто писать, чтобы наутро принести в редакцию готовый материал. На воспитание детей не хватало времени. Хотя, что такое воспитание? Это – не назидание, а, прежде всего, личный пример. Каким-то своим чутьем дети, Лена и Вадим, усвоили главные принципы, которые исповедовались в семье: надейся только на себя, работай добросовестно! И сами построили свою жизнь. За них не пришлось ни краснеть, ни просить.
Как-то недавно Агнесса Викторовна читала книгу воспоминаний Фаины Раневской. Зацепили слова знаменитой актрисы: «Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка». На какой-то миг показалось, что это о ней самой. А потом подумала: «Грех жаловаться. У меня выросли хорошие дети – умные, работящие, ответственные, надежные. Они – созидатели, постоянно к чему-то стремятся, чего-то добиваются. Сами выбрали себе дорогу в жизни, окончили вузы. Могу гордиться и своими внуками». Старший Витя – добродушный, спокойный, трудолюбивый. Знает три иностранных языка, окончил один вуз и дальше продолжает учебу в Швейцарии. Саша – целеустремленный, настойчивый, организованный, спортсмен, дважды чемпион Вооруженных Сил России по рукопашному армейскому бою, учится в военной академии, уверен, что должен защищать Родину. Самая маленькая – трехлетняя Женя, забавная, умная, хорошенькая девочка. Жизнь все-таки поклонилась...
А дом, спустя много лет, все-таки появился, но не в лесу, а в дачном поселке Сливино – так взрослые дети решили отвлечь маму от бесконечных дел, может, ей захочется когда-нибудь посадить грядочку помидоров, отдохнуть на природе. Обещание – выполнили. Но с помидорами ничего не получилось, дачу пришлось продать.
«Татаро-монгольское иго» – выбрала сама
И вообще, жизнь, иногда кажется, построена на одних случайностях. Окончила учительский институт с отличием под Москвой, в г.Орехово-Зуево. Добровольно поехала на Дальний Восток, на станцию Вяземскую, что в 400-х километрах от Хабаровска. Подружка Аля поехала туда из-за несчастной любви. Ася – из принципа: не хотела стоять в длинной очереди в комиссию по распределению, выпрашивая «теплое» местечко поближе к дому, сама попросилась подальше, куда никто не хотел ехать. Профессор, который читал в институте историю средних веков и прекрасно знал потенциал своей студентки-отличницы, боевого старосту, удивился: «Ася, не уезжайте, это будет татаро-монгольское иго вашей жизни!». На станции Вяземской, в школе, два историка были не нужны. Ася уступила место подружке, а сама пошла в работать в детский дом. Так началось «татаро-монгольское иго» Агнессы Виноградовой, которое ею вовсе не воспринималось в такой интерпретации. Это была интересная, замечательная жизнь. И в детском доме, и в райкоме комсомола, где была зав. отделом пионеров и школьников, и в горкоме комсомола в Комсомольске-на-Амуре, где была заведующей лекторской группой. И тогда, когда написала первую критическую статью против лентяев и равнодушных райкомовских работников в редакцию местной городской газеты и вскоре была приглашена в штат.
Случайность – это неосознанная необходимость (так учил диалектический материализм студентов исторического факультета). Эта неосознанная необходимость привела Агнессу в редакцию «Дальневосточного Комсомольска», где всего лишь за неделю испытательного срока молодая сотрудница выполнила месячную норму, положив на стол редактора очерк, репортаж, интервью, корреспонденцию, информационные заметки – в общем, весь жанровый газетный набор. Но вскоре, через 5 лет дальневосточной жизни, из Комсомольска-на-Амуре пришлось уехать. Муж – летчик служил в Николаевской области. Так в областной газете «Южная правда» появилось новое имя: Агнесса Виноградова. Оно не затерялось на газетных полосах.
Жертва или победитель?
Когда-то Агнесса Викторовна попыталась сама определить свой психотип по классификации одного знаменитого австрийского психолога и психиатра, пришла к выводу: «Я – жертва добросовестности. По классификации психолога – педантическая личность. Такие люди не работают на личный успех, а тратят энергию на излишнюю добросовестность. А потому и не достигают больших высот...».
Кто знает, где высота каждого из нас? Для одних предел – это маленький бугорок. Для других – Эверест. О квалификации журналиста А. Виноградовой могут судить, естественно, читатели. Ее острые публикации зачастую аукаются через многие годы, их помнят и обсуждают до сих пор. Агнесса Виноградова – работает добросовестно.
Кстати, еще один штрих к портрету. Десяток лет тому назад все средства массовой информации переходили на компьютерные технологии. Агнесса Виноградова, работая в «Вечернем Николаеве», одна из первых пошла на компьютерные курсы. Хотела теперь, сейчас (а не потом, когда-нибудь) освоить новейшие технологии, чтобы не отстать от жизни. Опять – дело принципа. В то время как некоторые ее молодые коллеги ленились и не спешили – и все еще писали от руки.
Задаю себе вопрос: почему я пишу об Агнессе Виноградовой? Просто так, без повода – захотелось разглядеть этот айсберг. И по поводу: у Агнессы Викторовны юбилейный день рождения. Мне кажется, что многие ее читатели и герои захотят поздравить своего любимого журналиста. Да и антигерои, думаю, вспомнят ее не без уважения. «Вечерковцы» также поздравляют свою коллегу с днем рождения и желают: «Так держать!».
Екатерина Наточа.


Автор
Печать